В 2008 году на Олимпийских играх в Пекине светодиодная продукция была задействована в церемонии открытия, и яркое представление привлекло внимание людей по всему миру, люди подверглись магическому очарованию светодиодной продукции. В настоящее время, более половины основных технологий и патентов приходится на США, ЕС и другие развитые страны. Китай по части ключевых технологий и патентов отстает, в частности из-за отсутствия единых стандартов, по причине вялого сотрудничества между институтами и производством, к тому же из-за неразберихи с ценами, неравномерного качества, беспорядочной конкуренции в сфере низкотехнологичной продукции и серьезных недостатков у высокотехнологичной продукции. Участники отрасли считают, что сейчас светодиодная отрасль Китая демонстрирует хаотическую ситуацию битвы за власть.
Проблемам в светодиодной отрасли Китая трудно блокировать инвестиционный бум.
Светодиод – является полупроводником, способным преобразовать электрическую энергию в световую, который стал на сегодняшний день самым популярным источником света. Светодиоды стали одной из семи новых стратегически важных отраслей страны. Светодиодная отрасль Китая имеет огромные коммерческие возможности по привлечению капитала. В соответствии с публично доступными данными, на данный момент более 8000 производителей светодиодной продукции в Китае, и это число продолжает ежегодно увеличиваться на сотни и даже на тысячи предприятий. За первые шесть месяцев этого года на бирже было успешно размещено 8 светодиодных предприятий в Китае, 6 из которых зарегистрировались на рынке растущих компаний, между тем в прошлом году за весь год было размещено на бирже всего 7 китайских светодиодных компаний. С другой стороны, в прошлом году средние и малые светодиодные предприятия в Китае испытавали значительные трудности, закрылись более 80 предприятий, в 2011 году закрылось 10% китайских светодиодных компаний в Фошане и Дунгуане, в Чжуншане также прокатилась волна банкротств. Согласно последним новостям, обанкротилась Шэньчжэньская компания с капиталом в миллиард юаней.
В то же время, иностранные инвесторы все же действуют решительно на светодиодном рынке Китая. На данный момент Unity Opto Technology инвесировала 25 млн. долл. в проект по производству светодиодных оптоэлектронных устройств, официальное строительство началось в промышленном парке цифрового телевидения в Пекине, и в будущем продукция светодиодного освещения будет поставляться в Северный Китай. Кроме того, в мае этого года OSRAM и WUXI заключили контракт на строительство нового сборочного завода по светодиодам в Китае, который будет введен в эксплуатацию в конце 2013 года, на нем будут собираться корпуса главных светодиодных чипов. После запуска инновационного центра в Чэнду, также был основан инновационный центр GE Lighting в Шанси.
Отсутствие стандартов в светодиодной отрасли Китая воспринимается болезненно.
В настоящее время нет единых стандартов для светодиодной промышленности Китая, в связи с отсутствием единых стандартов и норм на светодиодном рынке Китая существует огромное множество разной продукции, различной производительности, с низкой взаимозаменяемостью. Светодиодная продукция низкого качества часто создает серьезные проболемы для репутации всей светодиодной отрасли Китая. Юэ Жуйшэн, генеральный секретарь Международного союза полупроводникового освещения (ISA), сообщил журналистам, что Международная комиссия по освещению, Международная электротехническая комиссия, Совет Европы по светотехнике, американская Energy Star, ISA и другие организации установили стандарты светодиодного освещения, а также правила конкуренции в отрасли.
Хотя в Китае на местах были разработаны и опробованы собственные стандарты, однако они все-равно очень хаотичны, при том, что светодиодная продукция в Китае может соответствовать стандартам одного предприятия, но не соответствовать стандартам другого. С другой стороны, проблемы с качеством светодиодной продукции в Китае, вызванные разными стандартами, также нередки. В последнее время в СМИ появились сообщения о том, что Бюро по надзору за качеством провинции Гуандун выпустило результаты выборочных проверок специальных инспекций качества светодиодной продукции. Результаты выборочного обследования показывают, что из 23 партий светодиодных приборов 17 партий не прошли инспекцию, процент отказов достигает 73,9%. По словам участников светодиодного рынка Китая, светодиодная продукция низкого качества нарушает рыночные цены и приводит к тому, что доверие потребителей к светодиодной продукции в Китае снижается, так возникает порочный круг.
По имеющимся данным, в 2011 году экономическая рецессия на экспортном рынке заставила светодиодную отрасль Китая заплатить высокую цену. Светодиодная продукция, например, для украшения рождественских елок поставляется на зарубежные рынки в основном из Китая. Под влиянием экономического кризиса в Европе, слабого восстановления экономики США и других факторов со второй половины 2011 года количество поставок светодиодной продукции из Китая существенно сократилось. Сокращение Европейских заказов на 30-50% является довольно распространенным явлением в светодиодной отрасли Китая.
Китайским светодиодным предприятиям не хватает мягкой силы.
Хотя Китай является крупнейшим производителем освещения, но Китайские товары сами не являются брендами, и в большинстве случаев Китай производит осветительную продукцию для других марок. По имеющимся данным, на данный момент количество светодиодных предприятий в Китае превышает 8000, более 5000 китайских производителей светодиодной продукции принадлежат к средним и нижним звеньям производственной цепи. Среди производителей светодиодной продукции в Китае, компаний занимающихся производством корпусов - 1200-1500, имеющих годовой объем продаж светодиодной продукции более 100 млн. юаней – около 40, количество компаний имеющих объем продаж в районе 10 млн. – 100 млн. юаней – не превышает 400, а большая часть китайских светодиодных предприятий имеет объем продаж в пределах 10 млн. юаней. Таким образом, не смотря на большое количество светодиодных предприятий в Китае, их размеры сравнительно небольшие.
Стоит отметить, что светодиодный рынок Китая находится на подъеме, все больше и больше иностранных предприятий обращаются к Китаю, особенно в последние годы, число патентных заявок в области светодиодов в Китае ежегодно растет. Кроме того, рассматривая распределение производственной цепочки, иностранные компании в основном имеют патенты в области капсулирования и чипов, половина патентных заявок на ключевые светодиодные изобретения делается в Китае. По сравнению с иностранными компаниями в отношении патентования светодиодов, Китай находится в невыгодном положении. По данным Института инженерных изысканий светодиодной промышленности Китая, по состоянию на конец 2008 года, в Китае было подано 26071 заявок на LED-патенты, из которых около 50% приходится на методы инкапсулирования и применения патента.
Рассматривая структуру прибыли, на китайские светодиодные предприятия нижних и средних звеньев приходится около 25% прибыли всей производственной цепи. В тоже время высокотехнологичные производители, специализирующиеся на светодиодных чипах и инкапсуляции, аккумулируют 75% прибыли производственной цепи. Директор Guangzhou ShuaiYang lighting technology co., LTD, Ло Вайчан, в интервью СМИ рассказал, что в светодиодной отрасли Китая не наблюдается отсутствие доходности, но самым прибыльным в производственной цепи является изготовление светодиодных чипов и эпитаксиальных пластин, несмотря на то, что это наиболее капиталозатратные звенья цепи. По мнению Ло Вайчана, светодиодная отрасль Китая не в полной мере раскрыла свой потенциал главным образом именно из-за недостаточного предложения соответствующих чипов на китайском светодиодном рынке. Кроме того, большинство патентов в области инкапсулирования и производства светодиодных чипов сосредоточены в руках иностранных компаний, а в светодиодной отрасли Китая не хватает ключевых технологий, т.к. в ней в основном преобладают китайские светодиодные компании среднего и нижнего звеньев.
Вице-призидент Tsinghua Tongfang Company, Ван Лянхай считает, что так как ключевые технологиии находятся в руках развитых стран, специалисты и технологии также по-прежнему являются слабым местом китайских светодиодных предприятий верхних звеньев цепи. Кроме того светодиодная продукция в Китае предприятий нижних звеньев из-за роста цен и жесткой конкуренции сталкивается с препятствиями при её распространении. Очевидно, что в том как избавиться от избыточного производства низкого уровня, использовать собственные ключевые технологии, и заключается суть проблем, с которыми сталкивается светодиодная промышленность Китая.